Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОо с детьми с ОВЗ:
- Диагностический.
Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно-педагогического процесса..
- Консультативно-проективный этап.
На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
- Деятельностный этап.
В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса и должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОО.
Организация работы ДОО с детьми с ОВЗ предполагает:
- разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
- проведение открытых занятий;
- работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
* индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОО;
* единство диагностики и коррекции развивающей деятельности детей с ОВЗ;
* возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.